Газета «Друг для друга» — проект «Доска объявлений ДДД» | ||||||||||
Новости компаний (март 2025 года)Машины времени. Как в Курске появился музей ретротехникиГорбатый «Запорожец», легендарный «ГАЗ-51», мотоцикл «Урал» и мечта советских мальчишек – мопеды «дырчики». Музей советской ретротехники находится на улице с подходящем для этого названием – 1-я Агрегатная. Многие водители о нем хорошо знают, ведь стоят «машины времени» под открытым небом недалеко от заправки. А те, кто видит в первый раз, обязательно останавливаются, чтобы сфотографироваться и рассмотреть экспонаты поближе.
«Весь транспорт на ходу», – не без гордости заявляет хозяин коллекции Вячеслав Хохлов. Собирать советскую технику он начал 15 лет назад. Тогда же и появилась идея сделать выставку рядом с заправкой. Большинству экспонатов больше полувека. Есть и такие, что скоро девятый десяток разменяют. Курянин приобретал их в плачевном состоянии. Знакомые умельцы помогали восстановить не только внешний вид, но и ходовую часть. «Последний раз обновляли пять лет назад: красили, ремонтировали. В «Газон» только бензин залить надо, аккумулятор зарядить – и он поедет», – уверяет наш собеседник. Грузовик-легенда«ГАЗ-51» стал первым экспонатом коллекции. «Грузовик-легенда. Весь послевоенный Советский Союз на нем построен», – замечает курянин. Выпускать их начали в 1946 году. Кабина «Газику» досталась от американских «Студебекеров», а многие элементы движка инженеры позаимствовали из конструкции «Додж Д5». Новый грузовик сразу полюбился шоферам, которые стали называть его «Газон». Обыграли название завода-производителя и классический для советских грузовиков цвет – зеленый.
Производили эти автомобили почти 30 лет, и «Газоны» еще долго оставались самыми распространенными грузовиками в СССР. Работали на стройках и в сельском хозяйстве, доставляли продукты в магазины, перевозили мебель новоселам, на базе «ГАЗ-51» выпускали санитарные автобусы, пожарные автомобили и подметальные машины. «Я сам из села, и это часть моего детства. Воспоминания такие яркие, как будто это вчера было: начало 1970-х, в колхозе идет уборочная, мы с ребятами бежим на поле, чтобы покататься на грузовике, – улыбается Вячеслав Васильевич. – До сих пор в голове даже звук мотора. Машинка, когда груженая в горку шла, словно жаловалась, как ей тяжело». Поэтому когда курянин из окна офиса увидел, что на металлобазу, расположенную рядом, привезли тот самый «Газон», не смог усидеть в кресле. – Сердце болит, когда понимаешь, что вот эта часть истории пойдет на переплавку. А на «Газоне» дедушка своим ходом приехал, представляете! Рассказал, что грузовик давно стоит без дела, хотел продать – да кто его купит. Привез как металлолом, – вспоминает Хохлов. Тонна металла тогда стоила около семи тысяч рублей. За эту сумму и сговорились. Хозяин тоже обрадовался, узнав, что грузовик не пустят под пресс, а отремонтируют и восстановят. «Перебрали, оказалось, что сгнил только деревянный кузов. А металлические детали все уцелели, даром что грузовик 1959 года. Советский металл был намного качественнее современного. Доски перешили – вот стоит он тут уже больше 10 лет, – рассказывает Вячеслав Хохлов. – Знаете, я даже как будто запах того, советского бензина рядом с ним ощущаю. Он пах иначе». Как слепили «горбатого»«Запор», «Зазик», «Фиат Фольксвагенович», «Жужик», «Малыш» – все это прозвища первой советской малолитражки «ЗАЗ-965», легендарного горбатого «Запорожца».
В 1950-х советское руководство решило создать народный автомобиль – «Волга» и «Москвич» были не по карману большинству трудящихся. По одной из легенд конструкторам поставили задачу: доступное авто должно стоить не больше тысячи бутылок водки, а в народе появилась шутка: «Брошу пить, куплю машину». За образец взяли модный тогда итальянский «Фиат-600», а двигатель советские инженеры разработали сами. В итоге он оказался больше, чем моторный отсек экспериментальной малолитражки, поэтому корпус получил сзади свой знаменитый горб – иначе движок не помещался. Тесный салон, маленький багажник, шумный мотор, который быстро перегревался летом и замерзал зимой, – у «малыша» было множество недостатков, но по некоторым параметрам он превосходил европейца. Главное – был мощнее. Говорят, на бездорожье «горбатый» давал фору даже «УАЗу». Но а если «малыш» все же застревал в грязи или снегу, даже два человека могли вытолкать автомобиль, который весил всего 665 килограммов. Помните сцену из мультфильма «Зима в Простоквашино», где машину тянут «ездовая собака», «ездовой кот» и «ездовой академик»? Фактически она списана из жизни. Ну а ремонт машины в квартире – преувеличение, конечно, но не особенно далекое от правды. Почти каждый владелец мог разобрать и собрать своего четырехколесного друга. «Горбатый» стал символом эпохи и героем многих советских фильмов: «Королева бензоколонки», «Три плюс два», «Будьте моим мужем», для последней ленты из машины сделали кабриолет. Засветился «Запорожец» и в Голливуде, на нем проехался сам Джеймс Бонд, когда агент 007 посетил Санкт-Петербург. «Молодежь приезжает, засыпает вопросами. Они же фильмы старые не смотрели, для них все это в новинку и удивительно, – рассказывает Вячеслав Васильевич. – Мне кажется, это важно, чтобы они хотя бы тут смогли прикоснуться к нашей истории». Своего «горбатого» он нашел в Рыльском районе. Строил там заправку, заметил, что рядом катается машинка из прошлого: местный житель добавил к «Запорожцу» прицеп и возил сено. Разговорились. – Продай машину, – попросил Вячеслав Васильевич. – Она мне от деда досталась, документов нет. Я дальше деревни и не выезжаю. – Ну и мне не для езды. Сохранить как память хочу. – На скутер денег дадите – и по рукам. Так что «Запорожец» обошелся тысяч в 20. В родном комплекте, подчеркивает Хохлов. Для коллекционера это важно. «Дырчик» – мечта мальчишекРядом с «Запорожцем» стоят другие раритеты. Первый мотоцикл «Урал», «Ява», «Иж», мопед «Турист». «Когда знаешь технику, восстановить несложно. К счастью, запчасти пока что можно на «Авито» найти. Но скоро это уйдет в прошлое и останется только в музеях», – размышляет курянин. Он вспоминает свое детство, когда редкий советский мальчишка не мечтал о веломопеде «дырчике». Так его прозвали в народе из-за модели двигателя Д-4 и дребезжащего звука мотора. На двухколесном мопеде-велосипеде педали хоть и присутствовали, но крутить их было не нужно. Разве что для того, чтобы завести дребезжащий движок или помочь тому забраться на крутую горку. А так – катись с ветерком и получай удовольствие! На площадке стоят сразу несколько веломопедов.
Своим увлечением Вячеслав Васильевич сумел заразить внука. Тот грезил об электросамокате, но дедушка предложил другую идею. Купил в пункте приема металлолома мопед «Рига-4». За зиму вместе с подростком его целиком разобрали и собрали в гараже. Отдали детали для пескоструйной обработки, покрасили. Так у мальчика появился свой двухколесный друг. «Сейчас парню 15 лет, он технику друзьям собирает. Сам поршневые меняет», – не без гордости отмечает дедушка. И рассказывает, что летом к музею техники приезжают местные мальчишки. Рассматривают, интересуются, задают вопросы. Иногда техника страдает от вандалов. Пришлось даже установить таблички «По газону не ходить». Но кого это останавливало! Подойти поближе, потрогать историю своими руками, забрать какой-то элемент на память пытаются многие. «Вот у «Запорожца» сняли хромированные ободки фар. Кому нужна такая мелочь – непонятно, – вздыхает Хохлов. – Бегают даже по крышам. Несколько раз приходилось чинить».
Есть и другие примеры. Увидев выставку случайно, находят хозяина, благодарят, что сохранил историю. Несколько раз просили продать экспонаты. Курянин не соглашается. «Таких раритетов становится все меньше. Остаются в сараях, гниют в гаражах, их сдают на металлолом. Я хочу, чтобы сохранилась хотя бы часть этого наследия», – говорит Вячеслав Хохлов. |
||||||||||
Адрес в сети Интернет: https://dddmarket.ru/new/032326/print При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! |
||||||||||
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2025 |