Газета «Друг для друга» — проект «Доска объявлений ДДД»

Новости компаний (январь 2025 года)


14 января 2025, 14:45

ДИЗАЙН-КОТ. Куклы курянки покоряют страну

«Меня иногда спрашивают, когда я начала делать кукол. Подразумевая, видимо, что до этого я была вполне вменяема», – смеется Елена Страшинская. Курянка не просто создает миниатюрные скульптуры, она придумывает целые миры, населенные необычными персонажами, у каждого своя, – история и характер. О том, когда куклы оживают – в материале «Друг для друга».

Воплощение мечты о полетах

Смельчак, Быстрый, Босс, Граф, Умник, Парашютист – команда из шести очаровательных котов принесла курскому мастеру победу в конкурсе, который проходил в рамках всероссийской выставки «Время кукол» в декабре прошлого года в Санкт-Петербурге. Работу Елены отметили в номинации «Топ кукла», жюри покорили усатые герои с аксессуарами в стиле стимпанк.

По словам автора, ее новые герои – воплощение мечты о полетах на дирижаблях и воздушных шарах. Они ищут сокровища и открывают новые земли. Возможно, даже спасают мир.

Идея необычных котов появилась у Елены несколько месяцев назад, а подарили ее сами посетители выставки. В мае курянка представила композицию «Мэгги и Кот». Уже немолодая Мэгги живет в мире стимпанка: фантастической альтернативной вселенной, где человечество в совершенстве освоило механику и технологии паровых машин. Скорее всего, у Мэгги даже есть свой воздушный шар, а сопровождает хозяйку во всех путешествиях верный спутник – серый кот. Лукавый проказник в цилиндре и очках с янтарными стеклами покорил коллекционеров. На выставке Елену умоляли продать его отдельно от общей композиции, причем таких предложений было сразу несколько. Но автор осталась непреклонна: разлучить Мэгги с Котом она не позволила.

Кстати, «Мэгги и Кот» получили диплом победителя выставки и орден. А курянка решила сделать еще одного котика. Но, слепив одного, остановиться не смогла – получилась целая команда.

Мост между миром фантазий и реальностью

Елена Страшинская – художник-постановщик курского ТЮЗа «Ровесник». С творчеством связана вся ее жизнь: с самого детства курянка любила придумывать истории, героев и ситуации. Увлечение привело на худграф пединститута, а позже – в театр.

Задача художника-постановщика – визуальный перевод драматургии в пространство. Он отвечает за внешний облик спектакля. Миссия непростая, но курянке нравится решать такие головоломки.

В свободное время она продолжала рисовать, придумывая своих героев. И тут фантазия не была ограничена сюжетом пьесы или видением режиссера, поэтому вместе с новым героем мог появиться целый мир, в котором тот существовал.

Куклы неожиданно стали мостом между миром ее фантазий и объективной реальностью. «Оказалось, что это возможность перевести нематериальное в материальное, сделать рисунки объемными, а образы – существующими не только на бумаге. То же самое делает театр. Зыбкое марево авторских затей в спектакле приобретает земные качества: вес, форму, фактуру, объем», – рассуждает художник.

При этом вспоминает, что первых кукол даже не решалась никому показать, настолько они были неуклюжи. «Оказалось, что недостаточно быть художником: знать правила композиции, пластическую анатомию и прочее. Надо «подружиться» с материалом, а это получилось не сразу», – вспоминает она.

Но постепенно стало получаться все лучше и лучше. Курянка начала участвовать в выставках, были первые победы.

Хранители времени и добрый Бабайка

«Иногда говорят: люди делают кукол, потому что в детстве не доиграли. В моем случае это не так, – поясняет художник. – Я бы не назвала кукол игрушками, скорее это скульптура». Первые работы делала из запекаемой глины, сейчас же руки все чаще тянутся к папье-маше. Считает, что после того, как перешла на этот материал, появился свой узнаваемый стиль и почерк.

Процесс создания очень кропотливый. На одного персонажа у мастера уходит от 1,5 до 2 месяцев, но это если посвятить все свое время кукле. У Елены же его занимает работа, поэтому в год получается сделать лишь пару образов.

Каждый новый рождается из смеси литературы, театра и жизненных впечатлений. Например, заблудившись во время отпуска в незнакомом городе, Елена придумала Путеводителя-полупроводника – фантастического персонажа, который морочит голову туристам, заставляя их кружить по одним и тем же улицам. Работа над куклой и костюмом заняла не один месяц: там есть 3-сантиметровые ботинки из натуральной кожи, для которых чертилась отдельная выкройка, платье из расписанной вручную ткани с вязаными элементами и прочими приемами декора. Рюкзак снимается, и, если умудриться поддеть крошечную защелку, в него можно что-то положить.

«Колокольчики должны звенеть, чтобы идущие за проводником люди не потерялись, – поясняет Страшинская. – Потом он колокольчики убирает и сам исчезает, дальше выбирайтесь, как хотите. Может до добра довести, а может, и нет. Наверное, он воплощает мою неосознанную мечту о путешествиях».

«Хранители времени» – одна из немногих подвижных скульптур курянки. Она сама придумала механизм. Два эльфа переворачивают песочные часы, и целых 20 минут «бег времени» не прекращается.

«В книге Кэролла «Алиса в Зазеркалье» есть такой шуточный стишок: «Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве, и хрюкотали зелюки, как мумзики в мове». Мумзики – мое понятие о времени. Они хранят его и отмеряют, кому сколько», – рассказывает автор.

А если дети не хотят чистить зубы, есть кашу и полезные овощи и вовремя ложиться спать, к ним придет Бабайка. Возможен визит и к непослушным взрослым – если те, например, в компьютерные игры заигрались или превысили лимит потребления горячительных напитков. Потому что Бабайка олицетворяет собой «карательные силы справедливости» и «последнюю надежду отчаявшихся». То ли домовой, то ли добрый ангел, который заботливо поправит одеяло, отгонит злых духов, а если требуется, сделает строгое внушение. «Образ родился после того, как я прочитала роман Владимира Орлова «Альтист Данилов». Если честно, Бабайка стал одним из моих любимых персонажей. Живет у меня дома, и я не готова с ним расстаться», – признается Елена.

Курские коты улетят в Китай

Авторская кукла стоит немало. Цена начинается от 10 тысяч рублей, но если учесть, что над созданием одного образа автор работает несколько месяцев, уже не кажется такой значительной. «Сам факт продажи – всегда маленькая радость. Но не из-за денег, а из-за того, что твою работу оценили. Но это и грустно – с куклой сложно расставаться, словно отрываешь кусок своей жизни», – объясняет Елена.

Приобретают их коллекционеры, многие уже знакомы с кукольниками, и иногда работы продаются еще до выставки. Но именно кукольные выставки становятся основными площадками для продажи.

На выставки приезжают иностранцы. Российские авторские куклы переживают бум популярности в Китае. Курских котов-воздухоплаватей купили в первые часы работы площадки – они тоже отправятся в Поднебесную.

Ирина ТРЕТЬЯКОВА

© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2025