Новости компаний (январь 2025 года)
14 января 2025, 14:45 ДИЗАЙН-КОТ. Куклы курянки покоряют страну«Меня иногда спрашивают, когда я начала делать кукол. Подразумевая, видимо, что до этого я была вполне вменяема», – смеется Елена Страшинская. Курянка не просто создает миниатюрные скульптуры, она придумывает целые миры, населенные необычными персонажами, у каждого своя, – история и характер. О том, когда куклы оживают – в материале «Друг для друга». Воплощение мечты о полетахСмельчак, Быстрый, Босс, Граф, Умник, Парашютист – команда из шести очаровательных котов принесла курскому мастеру победу в конкурсе, который проходил в рамках всероссийской выставки «Время кукол» в декабре прошлого года в Санкт-Петербурге. Работу Елены отметили в номинации «Топ кукла», жюри покорили усатые герои с аксессуарами в стиле стимпанк. По словам автора, ее новые герои – воплощение мечты о полетах на дирижаблях и воздушных шарах. Они ищут сокровища и открывают новые земли. Возможно, даже спасают мир. Идея необычных котов появилась у Елены несколько месяцев назад, а подарили ее сами посетители выставки. В мае курянка представила композицию «Мэгги и Кот». Уже немолодая Мэгги живет в мире стимпанка: фантастической альтернативной вселенной, где человечество в совершенстве освоило механику и технологии паровых машин. Скорее всего, у Мэгги даже есть свой воздушный шар, а сопровождает хозяйку во всех путешествиях верный спутник – серый кот. Лукавый проказник в цилиндре и очках с янтарными стеклами покорил коллекционеров. На выставке Елену умоляли продать его отдельно от общей композиции, причем таких предложений было сразу несколько. Но автор осталась непреклонна: разлучить Мэгги с Котом она не позволила. Кстати, «Мэгги и Кот» получили диплом победителя выставки и орден. А курянка решила сделать еще одного котика. Но, слепив одного, остановиться не смогла – получилась целая команда. Мост между миром фантазий и реальностьюЕлена Страшинская – художник-постановщик курского ТЮЗа «Ровесник». С творчеством связана вся ее жизнь: с самого детства курянка любила придумывать истории, героев и ситуации. Увлечение привело на худграф пединститута, а позже – в театр. Задача художника-постановщика – визуальный перевод драматургии в пространство. Он отвечает за внешний облик спектакля. Миссия непростая, но курянке нравится решать такие головоломки. В свободное время она продолжала рисовать, придумывая своих героев. И тут фантазия не была ограничена сюжетом пьесы или видением режиссера, поэтому вместе с новым героем мог появиться целый мир, в котором тот существовал. Куклы неожиданно стали мостом между миром ее фантазий и объективной реальностью. «Оказалось, что это возможность перевести нематериальное в материальное, сделать рисунки объемными, а образы – существующими не только на бумаге. То же самое делает театр. Зыбкое марево авторских затей в спектакле приобретает земные качества: вес, форму, фактуру, объем», – рассуждает художник. При этом вспоминает, что первых кукол даже не решалась никому показать, настолько они были неуклюжи. «Оказалось, что недостаточно быть художником: знать правила композиции, пластическую анатомию и прочее. Надо «подружиться» с материалом, а это получилось не сразу», – вспоминает она. Но постепенно стало получаться все лучше и лучше. Курянка начала участвовать в выставках, были первые победы. Хранители времени и добрый Бабайка«Иногда говорят: люди делают кукол, потому что в детстве не доиграли. В моем случае это не так, – поясняет художник. – Я бы не назвала кукол игрушками, скорее это скульптура». Первые работы делала из запекаемой глины, сейчас же руки все чаще тянутся к папье-маше. Считает, что после того, как перешла на этот материал, появился свой узнаваемый стиль и почерк. Процесс создания очень кропотливый. На одного персонажа у мастера уходит от 1,5 до 2 месяцев, но это если посвятить все свое время кукле. У Елены же его занимает работа, поэтому в год получается сделать лишь пару образов. Каждый новый рождается из смеси литературы, театра и жизненных впечатлений. Например, заблудившись во время отпуска в незнакомом городе, Елена придумала Путеводителя-полупроводника – фантастического персонажа, который морочит голову туристам, заставляя их кружить по одним и тем же улицам. Работа над куклой и костюмом заняла не один месяц: там есть 3-сантиметровые ботинки из натуральной кожи, для которых чертилась отдельная выкройка, платье из расписанной вручную ткани с вязаными элементами и прочими приемами декора. Рюкзак снимается, и, если умудриться поддеть крошечную защелку, в него можно что-то положить. «Колокольчики должны звенеть, чтобы идущие за проводником люди не потерялись, – поясняет Страшинская. – Потом он колокольчики убирает и сам исчезает, дальше выбирайтесь, как хотите. Может до добра довести, а может, и нет. Наверное, он воплощает мою неосознанную мечту о путешествиях». «Хранители времени» – одна из немногих подвижных скульптур курянки. Она сама придумала механизм. Два эльфа переворачивают песочные часы, и целых 20 минут «бег времени» не прекращается. «В книге Кэролла «Алиса в Зазеркалье» есть такой шуточный стишок: «Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве, и хрюкотали зелюки, как мумзики в мове». Мумзики – мое понятие о времени. Они хранят его и отмеряют, кому сколько», – рассказывает автор. А если дети не хотят чистить зубы, есть кашу и полезные овощи и вовремя ложиться спать, к ним придет Бабайка. Возможен визит и к непослушным взрослым – если те, например, в компьютерные игры заигрались или превысили лимит потребления горячительных напитков. Потому что Бабайка олицетворяет собой «карательные силы справедливости» и «последнюю надежду отчаявшихся». То ли домовой, то ли добрый ангел, который заботливо поправит одеяло, отгонит злых духов, а если требуется, сделает строгое внушение. «Образ родился после того, как я прочитала роман Владимира Орлова «Альтист Данилов». Если честно, Бабайка стал одним из моих любимых персонажей. Живет у меня дома, и я не готова с ним расстаться», – признается Елена. Курские коты улетят в КитайАвторская кукла стоит немало. Цена начинается от 10 тысяч рублей, но если учесть, что над созданием одного образа автор работает несколько месяцев, уже не кажется такой значительной. «Сам факт продажи – всегда маленькая радость. Но не из-за денег, а из-за того, что твою работу оценили. Но это и грустно – с куклой сложно расставаться, словно отрываешь кусок своей жизни», – объясняет Елена. Приобретают их коллекционеры, многие уже знакомы с кукольниками, и иногда работы продаются еще до выставки. Но именно кукольные выставки становятся основными площадками для продажи. На выставки приезжают иностранцы. Российские авторские куклы переживают бум популярности в Китае. Курских котов-воздухоплаватей купили в первые часы работы площадки – они тоже отправятся в Поднебесную. Ирина ТРЕТЬЯКОВА
Выскажите своё мнение о новости
|