Газета «Друг для друга» — проект «Доска объявлений ДДД»

Новости компаний (июнь 2019 года)


16 июня 2019, 09:07

Не медовый месяц. Чем грозит курянам массовая гибель пчел

Ситуация грозит перерасти в катастрофу. В десятке районов Курской области зафиксирована массовая гибель пчел, счет пустых ульев перевалил за тысячу. Официальные ведомства ведут расследования. Но прогнозы неутешительны. Во-первых, во многих случаях истинные причины гибели насекомых могут быть не выявлены, поскольку анализ ведется на пестициды, применявшиеся 5–10 лет назад, а не на современные. Во-вторых, никто не гарантирует, что в продаже не появится отравленный мед.

Земля под слоем мертвых насекомых

Для пчеловодов новости – как сводки с фронта. Вначале «пали» Медвенский и Тимской районы. Потом неутешительные вести пришли из Большесолдатского, Фатежского, Щигровского, Хомутовского и других. Пасечники обращаются в полицию, откуда заявления переадресуют в профильные ведомства. В региональном комитете ветеринарии сообщают о семи пострадавших районах. В Роспотребнадзоре – 20 обращений из восьми районов. Эксперты ОНФ, которые также озаботились ситуацией, говорят о 12 районах.

Так, только в Октябрьском районе за три дня опустели почти 500 ульев. На фотографиях и видеозаписях, которыми обмениваются куряне в соцсетях, земля усеяна слоем мертвых насекомых...

Реальных случаев может быть намного больше, просто не все пчеловоды еще заявили о своей беде. Да и жаловаться многие не станут, далеко не все пасеки стоят на официальном учете.

От агрохимикатов гибнут огороды

Предварительная версия – отравление насекомых пестицидами. Ее рассматривает комитет ветеринарии, на ней же настаивают и сами пчеловоды.

Аграрии не позднее чем за три дня должны оповещать жителей близлежащих населенных пунктов о запланированных работах. Но в ряде случаев пасечники узнавали про обработку уже по факту.

– Приехавший агроном просто развел руками. Сказал: не знал, что тут есть пчелы, – рассказывали жители деревни Дружной Курчатовского района.

Бесконтрольная обработка полей химикатами вредит не только насекомым.

– И огород, и придомовая территория выгорели от их пестицидов! – возмущается житель деревни Хитровки Щигровского района. На фото – побелевшие ростки редиса, засохшие листья плодовых деревьев, пожухлая трава...

Результаты первых экспертиз

«Курская областная ветеринарная лаборатория» обнародовала результаты первых экспертиз.

– В мертвых пчелах на четырех пострадавших пасеках Медвенского района выявлены метафос, карбофос и фосфамид. В пчелах с трех пасек Большесолдатского района выявлен карбофос. Эти вещества применяют при обработке полей от вредителей, – сообщает пресс-служба обладминистрации.

Уточняется, что результаты экспертиз будут выдаваться владельцам пасек. Собрав пакет необходимых документов, они смогут решать вопросы возмещения материального ущерба в судебном порядке.

Но не все так просто. Например, в материалах, собранных в Тимском районе, ядов не обнаружили. Это не значит, что их там нет. Как пояснили «ДДД» в комитете ветеринарии, оборудование лаборатории позволяет выявить только фосфорорганические соединения. Это пестициды, которые были популярны 5-10 лет назад. Химическая промышленность не стоит на месте. И обнаружить следы современных агрохимикатов анализ не может.

Массовая гибель пчел наблюдается не только в Курской области. Тревожные новости поступают и из соседних регионов. Одна из версий – эпидемия. Но в исследованном материале возбудителей заболеваний не выявлено.

Пестициды вышли из-под контроля

До 2011 года контроль за оборотом и применением пестицидов был возложен на Россельхознадзор. Ведомство выявляло контрафактную продукцию, следило за тем, как аграрии хранят опасные вещества... Как пояснили в региональном управлении, восемь лет назад эти полномочия с Россельхознадзора сняли, ни на кого не возложив.

Опасный рынок ядохимикатов сегодня фактически никем не контролируется. Количество контрафакта за это время выросло в разы. Ничто не мешает фермеру или предприятию заказать вещество с неизвестным составом из Китая и обработать им поля.

Административным расследованием по факту гибели пчел в регионе занимается Роспотребнадзор. Замруководителя управления Олег Климушин рассказал о 20 обращениях, по которым ведется 10 расследований. При этом в ведомстве неоднократно подчеркнули, что Роспотребнадзор в первую очередь занимается «продуктами питания для людей», а не пчелами.

Игра не по правилам

В региональном комитете АПК проблему видят в том, что пасечники и сельхозпроизводители не поддерживают отношений. Закон Курской области о пчеловодстве имеет формальный характер. Причем «правила игры» нарушаются с обеих сторон.

Пасечники не регистрируют свои хозяйства и не ставят фермеров в известность, что привезли улья к их полям. Те, в свою очередь, предупреждают об обработках пестицидов «отписками»: дают в районных газетах объявления, где говорят, что в течение месяца возможны такие мероприятия.

Планируется, что 19 июня соберется межведомственная комиссия, задачей которой станет контроль за ходом расследования и поиск выхода из патовой ситуации. Одно из предложений комитета АПК – создание обществ пчеловодов в районах. Объединившись, будет легче отстаивать свои права.

Курян накормят «неправильным медом»

Между тем пасечники подсчитывают убытки. Одна пчелосемья стоит 5–6 тысяч рублей. Но в рабочее состояние она приходит только через год, следовательно, этим летом пострадавшие от мора останутся без меда. В среднем из улья за сезон выкачивают 50–100 литров меда. Недополученная прибыль исчисляется сотнями тысяч рублей, а для кого-то и миллионами.

Прогнозов относительно цен на сладкий продукт пока никто не берется делать. Но подорожания не исключают. Не только из-за «пчеломора». Жара тоже сильно влияет на работоспособность насекомых.

– В прошлом году в это время выкачивали по 5-6 кило меда в день с улья. Сейчас – по одному, – говорят пчеловоды.

При этом они уверены: предложений на рынке меньше не станет. Дефицит восполнится за счет «контрафакта»: подогретого и разбавленного меда урожая прошлых лет. Недобросовестных продавцов практически невозможно поймать с поличным, поскольку большая часть продаж ведется не через официальные магазины, а из рук в руки.

Наши собеседники высказали озабоченность и по поводу того, что продукт, собранный с отравленных полей, может попасть к потребителям. При подозрении на то, что пчелосемья погибла от ядохимикатов, добросовестный хозяин выбросит рамки с уже собранным медом. Но кто гарантирует порядочность всех пасечников?

На вопрос, не планирует ли Роспотребнадзор усилить контроль за качеством и безопасностью сладкого продукта накануне традиционных ярмарок, специалисты управления развели руками: «Если будут жалобы».

Ирина ТРЕТЬЯКОВА

© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2025