Газета «Друг для друга» — проект «Доска объявлений ДДД» | ||||||||||||||||||||||||||
Новости компаний (апрель 2016 года)Корреспондент «ДДД» встретил в Камбодже исчезающие виды дельфинов и черепахПутешественник Николай Малешин из Курска, замдиректора Центрально-Черноземного заповедника имени Алехина, продолжает рассказ о поездке в Камбоджу, особеностях и колорите этой азиатской страны. Посетив затерянный в джунглях город-храм Ангкор, Николай Александрович побывал в плавучих деревнях пресноводного озера Тонлесап, повстречал дельфинов Иравади и гигантских черепах – исчезающих животных, занесенных в Международную Красную книгу. Внутреннее море Индокитая Как Каспийское море – внутренний водоем для России, таким же для Камбоджи является озеро Тонлесап – самое большое на Индокитайском полуострове. Географов и биологов притягивают подобные места. Утро началось с ожидания микроавтобуса. Он прибыл на час позднее срока. Пришлось устроить легкий скандал, на что гид по имени Прос с очень улыбчивым лицом заявил, не моргнув глазом, что опоздал из-за автомобильных пробок. Я рассмеялся ему прямо в глаза: «Какие в 5 часов утра могут быть пробки на дороге?!» В микроавтобусе никого, кроме меня, не было! Вскоре подсел аргентинец из Буэнос-Айреса. Получился индивидуальный тур на двух туристов по цене группового.
Все дома в пересекаемой нами местности стояли либо на очень высоких сваях, либо были смонтированы на понтонах, изготовленных из заваренных порожних бочек и толстых связок пустотелых стволов бамбука. Сезон дождей увеличивает зеркало озера в несколько раз, подъем уровня воды на прилегающей равнине достигает 7–10 метров! В сухое время года площадь озера составляет около 250 тысяч гектаров, а в сезон дождей разливается до 1,6 млн. га. При этом вытекающая из озера река Тонлесап меняет направление течения на противоположное, вода движется обратно.
В конечной точке сухопутного маршрута мы загрузились в моторку. До озера, правда, было еще далеко – предстояло идти на лодке по узким протокам со светло-коричневой водой, по густоте напоминавшей жидкую глину. Показалось, что озеро вовсе не существует в сухой сезон. Позднее стало ясно: все бескрайние просторы пустошей и мелководий, заросших непроходимыми зарослями водного гиацинта и тростника, слева и справа по бортам, и есть озеро. Крокодиловые фермы и рыбья мелочь Сколько бы лодка ни шла по разливам, глубина не превышала полутора метров – при желании можно бродить пешком в любом направлении. Правда нужно помнить: хотя число крокодилов здесь и сократилось до минимума, они все-таки есть. В плавучих деревнях, причудливым образом разбросанных по всей площади озера, работают крокодиловые фермы. В литературе озеро Тонлесап описано как необычайно рыбное место, где тучные косяки подводных обитателей издревле кормили камбоджийцев. Но ни изобилия рыбы, ни скопления упитанных рыбаков, ни трещащих от невиданных уловов лодок с «карасями» не было. Наоборот, повсюду царила если не нищета, то какая-то убогость.
Люди худы и черны от всепрожигающего солнца. Уловы, которые удалось рассмотреть из лодки, больше напоминали отходы для кормления кошек. Рыба мелкая – с мизинец длиной и в два пальца шириной, плоская, как 5-рублевая монета. Все берега перекрыты поставленными на кольях сетями с ячейкой 1х1 сантиметр! Что при этом еще может водиться – непонятно! Иногда из воды выскакивала мелочь – рыбы-змеи, что ли...
Аскетичный быт местных жителей и скромные рыбные прилавки в городе Сиемреап позволили причислить рассказы о богатствах озера Тонлесап к разряду мифов. Впрочем, оно позволяет прокормиться нескольким весьма крупным плавучим деревням. Моя ориентировочная оценка числа их обитателей – не более 5–6 тысяч. Плавучие деревни Тонлесапа Мир плавучих деревень настолько самобытен, что это нереально передать словами. Население верит и в Будду, и в Христа, поэтому католический плавающий, как и все дома, храм предстает перед тобой из туманной дымки ярко-синим «Ноевым Ковчегом». На воде находится всё: залы для собраний, школы, баскетбольные площадки, магазины, автозаправки, свинарники с откормленными розово-красными от загара хрюшками, крокодиловые фермы и островки курятников. Домашние утки живут обособленно – этакие королевы здешних мест.
Восхищают плавучие станции по заправке аккумуляторов, кузницы и ремонтные мастерские, лодки, развозящие по домам горячую пищу, плавучие продавцы шашлыков, которые готовят их из местного мяса прямо в лодках... Электроэнергию получают от солнечных батарей, они заряжают аккумуляторы. Сами по себе плавучие деревни не уникальны (например, они есть на озере Титикака в Перу, о чем я писал в «ДДД» от 29 апреля 2014 года, и в других странах). Но на озере Тонлесап эти поселения достигают невероятных размеров и зациклены именно на водной инфраструктуре. Это не просто жалкие кучки хижин на понтонах, а целые поселки на воде – с церквями, участками полиции, базарами и кафешками.
С детства до глубокой старости аборигены проводят жизнь с веслом или румпелем мощного мотора в руках. Иного способа передвижения просто нет. Дети плывут на моторках в школу, монахи устраивают на них благотворительные сборы. Визит к соседу на другой стороне «улицы» прост – толчок лодки ногой, и ты в гостях.
Значительное отличие размеров озера в сухой и влажный сезоны делает понятие берега достаточно эфемерным. Где он? Люди рождаются, живут и умирают на воде, крайне редко ступая ногами на твердую землю. Мертвых хоронят в 200-литровых бензиновых бочках – их заваривают и крепят на якорях посреди озера. Когда дожди поднимают уровень воды, кладбище исчезает под ней на 8–9 месяцев, чтобы потом снова, как Летучий Голландец, появиться на поверхности в засуху.
Дельфины Иравади Поездка в Крати – отделённый и полузаброшенный уголок Камбоджи – планировалась давно, хотя были опасения по поводу безопасности и необходимости этого. Впрочем, острое желание увидеть редчайших в мире пресноводных дельфинов и мягкотелых гигантских черепах победило. Путь оказался очень долог – 11 часов на микроавтобусе. Единственным плюсом было пассажирское место рядом с водителем, дававшее возможность делать замечательные жанровые и бытовые фотографии.
Из-за сложной экологической ситуации на Земле многие животные находятся на грани исчезновения, а некоторые, увы, вовсе вымерли. По статистике, каждые сутки из-за деятельности людей дикая природа лишается около 200 видов животных и растений. Только вдумайтесь в эту цифру! Печальный список могут пополнить дельфины Иравади и азиатские гигантские мягкотелые черепахи Кантора. Место в Камбодже, где постоянно держатся 26 дельфинов, расположено в 15 километрах от Крати. Наблюдение за ними устроено как местный кооперативный бизнес. Около 30 частных лодок причалено к берегу. Для поездки нужно купить в кассе на берегу билет – 10 долларов в час. Если часа оказалось мало, заплатив еще 10 долларов шкиперу, можете продолжить экскурсию.
Дельфины держатся в основном у левого берега реки, так что далеко и отплывать не надо – 100–300 метров от берега. Но за два часа я не смог сделать ни одного качественного фото. Причина? По поведению дельфины Иравади напоминают китов. Появляются на поверхности, не выпрыгивая из воды, а лишь показывая плавник и бледно-серую спину. На глади воды нет никаких видимых признаков, предвещающих это, – дельфин бесшумно раздвигает ее, слышен глубокий выдох-вдох! Фотографировать поздно! Дельфин вмиг исчезает еще на 2–3 минуты, чтобы потом вынырнуть в непредсказуемом месте.
Фото для статьи снимал с берега. Просто сел под куст и выжидал. В конце концов, «награда нашла героя» – снимки были сделаны. Название дельфины получили по имени реки Иравади в Мьянме, которая, как и река Меконг, – одно из последних мест их обитания. В судебной практике был курьезный случай: две деревенские общины судились из-за дельфина, загонявшего рыбу в сети каждой из сторон, – обе деревни считали его «своим». Популяция существует на коротком участке Меконга – 190 километров у границы между Камбоджей и Лаосом – и с 2003 года уменьшается с огромной скоростью. По последним подсчетам, численность дельфинов Иравади не превышает сотни. Животное не совсем пресноводное, поскольку иногда выходит в море, но и не морское – живет в реках и их дельтах. Этот подвид, открытый в середине XIX века, имеет некоторое сходство с белухой, но по родственным связям ближе к морским касаткам. При внушительном размере – 2,5 метра в длину – дельфины Иравади достаточно медлительны. Максимальная скорость – 25 км/ч. Отличительная черта – голова закругленной формы и короткий треугольный плавник. Этих дельфинов в Камбодже считают священными, но они на грани исчезновения. Вымирание неизбежно, если не очищать реку Меконг от выбросов золотодобывающих приисков, промышленных и сельскохозяйственных объектов. По сообщению WWF Камбоджи, состояние воды уже привело к снижению популяции до критического уровня. Молодые животные гибнут от многочисленных инфекций, возникших из-за слабой проточности воды. При этом дельфинов Иравади не отличает особая плодовитость: старые особи умирают, новых рождается мало – естественной замены не происходит. Чтобы спасти ситуацию, власти Камбоджи, Лаоса, Таиланда и Вьетнама должны объединить усилия для сохранения популяции. Хотя дельфины – лишь мизерная доля масштабных проблем всего Индокитая. Лаос, испытывая острую нехватку энергоресурсов, желает уговорить соседей принять проект строительства каскада из 11 гидроэлектростанций в нижней части Меконга. Камбоджа, Вьетнам, Таиланд и защитники окружающей среды предупреждают: даже одна плотина может стать катастрофой для 60 миллионов человек, чья жизнь зависит от воды. Плотина способна повлиять и на экосистему региона: вызвать неконтролируемый рост водорослей, перекрыть путь к нерестилищам десяткам видов мигрирующих рыб. Гигантские мягкотелые черепахи Кантора Следующим был Центр охраны и разведения азиатских гигантских пресноводных мягкотелых черепах Кантора – одних из самых крупных черепах вообще. Размер панциря может достигать 2 метров, вес – 50 килограммов. Их ареал когда-то охватывал Индию, Бангладеш, Мьянму, Таиланд, Малайзию, Камбоджу, Вьетнам, Южный Китай, Индонезию и Филиппины. В XXI веке на территории Камбоджи вид считался вымершим, пока в 2007 году на реке Меконг не обнаружили сначала кладку яиц, а затем и взрослую самку весом 11 кг. Это позволило ученым начать работы по восстановлению численности вида. Процесс невообразимо долгий – дождаться результата будет непросто.
Чтобы привлечь внимание к черепахам в 2011 году буддистский монастырь создал свой заповедник для их охраны и разведения. На церемонии открытия 18-килограммовую самку и шесть ее детенышей поместили в храмовый пруд. Туда же принесли еще около 100 черепашек из близлежащих гнезд. «Через год или два их вернут обратно в реку, а сейчас единственный шанс выжить – создание заповедника, – заявил Сан Йонг, глава комитета по охране редких животных Камбоджи. – Цель – сохранить популяцию мягкотелых черепах Кантора в естественной среде обитания». Мягкотелые черепахи считаются деликатесом во многих странах Азии, поэтому браконьеры истребили их почти полностью. Другая серьезная опасность – строительство дамб и работы по углублению дна Меконга. За 10 последних лет комитет по охране редких животных Камбоджи спас более 1000 черепах от браконьеров, однако их число все еще чрезвычайно мало. |
||||||||||||||||||||||||||
Адрес в сети Интернет: https://dddmarket.ru/new/010742/print При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! |
||||||||||||||||||||||||||
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2025 |