Газета «Друг для друга» — проект «Доска объявлений ДДД»

Новости компаний (июнь 2012 года)


28 июня 2012, 11:11

Наш земляк превратил Бородино в шахматы

Ледовое побоище, Куликовская битва, Бородино – величайшие сражения оживают на столе курянина Андрея Акимова. Художник уже 20 лет мастерит шахматы, только вместо абстрактных «белых» и «черных» на его досках русская армия под управлением Кутузова бьет Наполеона, или рыцари Ливонского ордена терпят поражение от Александра Невского. Хотя может быть и наоборот – это зависит от игроков.

Выпускник железногорского художественного училища когда-то и помыслить не мог, что займется таким творчеством. Солдатиков даже в детстве не собирал, да и к шахматам «дышал ровно», предпочитая нарды. Но в начале 90-х художник-оформитель остался без работы: наглядная агитация стала не нужна, а рекламный бизнес только набирал обороты. «Мы с отцом случайно оказались в Москве на стихийном рынке. И были ошарашены количеством и разнообразием работ, которые предлагали всевозможные мастера. Страну будто прорвало, – вспоминает Андрей. – И решили: чем мы хуже? Будем делать шахматы!»

Свои первые работы курянин вспоминает с улыбкой. Покупали дешевые харьковские наборы и раскрашивали пластиковые фигурки, руководствуясь исключительно собственным вкусом и смутным представлением о том, как должна выглядеть военная форма. Зато иностранцы платили за эту кустарщину долларами, «бизнес» оказался прибыльным.

Но со временем и покупатель стал разборчивее, и мастера перестала удовлетворять такая «халтура». Курянин искал новые идеи, постоянно совершенствовался, и теперь его работы выставлены в самых дорогих московских магазинах, где цена одного шахматного набора может сравниться со стоимостью отечественного авто.

«Вот эти шахматы делали больше трех месяцев, – рассказывает мастер, – расставляя расписные фигуры по клеткам, – Только доска покрыта 20 слоями лака, это больше килограмма. Хотя знаете... – Андрей прищурившись, наблюдает, как блики играют на идеально гладкой поверхности. – Нанесу-ка я еще один слой. Видите, тут неровности?»

Как ни старались, изъянов не заметили. Деревянная поверхность с искусной росписью под столькими стоями лака, как под стеклом. Рисунок от этого только выигрывает, кажется объемным. В каждую клетку вписана изящная миниатюра: жар-птицы, восточные красавицы и аленькие цветочки – всего лишь фон для сражения двух армий: русской и татаромонгольской, но и его можно рассматривать очень долго. Сами фигуры тоже расписаны и покрыты лаком.

«У нас есть литые, резные и точеные шахматы, – рассказывает Акимов. – Последние – из дуба. Если честно, я не видел, чтобы кто-то еще брался такое из дуба делать, уж очень сложный материал». Дубовых пешек, коней, ферзей и королей кисточка художника не касается вовсе. Фактура дерева настолько красива, что краска ее испортит.

За несколько лет курянин создал собственную артель, над каждым шахматным набором трудятся по 3–4 мастера: один вырезает фигуры, другой занимается росписью, кто-то в это время мастерит доску. Андрей разрабатывает дизайн и занимается финишной отделкой. Но даже при таком подходе изготовление одного набора иногда растягивается на месяцы.

Акимов продает шахматы в Москве: на рынках – туристам, иногда интерес к его продукции проявляют сувенирные магазины. Курянин рассказывает, что однажды зашел в такой ради интереса. «Там наценка – 300–500% процентов, цифры на ценниках просто космические», – удивляется мастер.

Возвращаясь в Курск, берет кисть в руки. «Для души», как признается сам художник. Вот уже 20 лет он рисует репродукцию «Союза Земли и Воды» Рубенса.

Ирина ВЛАДИМИРОВА, фото Юрия САВЕЛЬЕВА

© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2025