Новости компаний (ноябрь 2013 года)
30 ноября 2013, 18:14 Житель Курска обогнул земной шар за 88 днейАнатолий Петрович Гончаренко – человек интереснейшей судьбы. Преподавая в «мореходке», он не раз бывал в дальнем плавании, за свою жизнь посетил 36 стран. Памятным для жителя Курска стал кругосветный поход по маршруту «Новороссийск – Нагоя (Япония) – Владивосток – Панамский канал – Сьенфуэгос (Куба) – Гибралтар – Новороссийск». Это путешествие вокруг земного шара продолжалось 88 дней! |
---|
Анатолий Гончаренко посетил более 30 стран мира |
В 1960 году Анатолий Петрович поступил в Одесское высшее инженерное морское училище имени Ленинского комсомола. Впервые ушел в море после 3-го курса: это была годичная производственная практика на теплоходе «Ленинский комсомол». По окончании учебы был направлен на работу в Батумское мореходное училище, где трудился до 1997 года. Не только преподавал, но и уходил в море, тем самым подтверждая свою рабочую квалификацию. В итоге за 30 лет побывал в 36 странах. На пенсию ушел с должности замначальника училища по учебной работе. К тому времени Гончаренко имел диплом штурмана дальнего плавания, стал почетным работником морского флота. В конце 1990-х годов переехал с семьей в Курск. В Японию – железо, из Кубы – сахарАнатолий Петрович перекладывает черно-белые походные фото, увлеченно комментируя каждый снимок. «Это парусник «Товарищ», я на нем дважды ходил курсантом... А это мы пересекаем Панамский канал: три шлюза по 9 метров поднимают, а еще три опускают. Причем судно само не идет, его тянут электровозами по зубчатым рейкам.... Здесь Суэцкий канал... А вот «Ленинский комсомол» во время шторма...» Именно на этом теплоходе Гончаренко в 1964 году и сделал кругосветный рейс из Новороссийска. «Это заняло 88 дней, – вспоминает моряк. – Сюда относится стоянка в Нагое – семь суток, во Владивостоке – трое и Сьенфуэгос – сутки. Преодолели 26156 морских миль или 48 тысяч 388 километров». Из Новороссийска судно вышло с грузом 14 тысяч тонн железа. Через Босфор, Дарданеллы, Суэцкий канал, Красное море и Баб-эль-Мандебский пролив вышли в Индийский океан. Взяли курс на Японию, где и сделали первую остановку. Следующую неделю портовые грузчики вручную разгружали теплоход, а команда сошла на берег. Естественно, не массово, а небольшими группами. Свободное время занимали просмотром достопримечательностей, походами в кино и по магазинам. Покупка заморских вещиц – отдельная тема. Брали импорт не только для себя... «Некоторые моряки покупали товары за рубежом, чтобы продать на родине. Неплохо зарабатывали на этом. Тогда еще шутка по Одессе ходила: «Может ли одесситка выйти замуж за крокодила? Да, если он плавает за границу». Из порта Нагои «Ленинский комсомол» отправился во Владивосток. Заправившись, судно в балласте (попросту говоря, без груза) пересекло Тихий океан. И дальше через Панамский канал пошло на Кубу. В порту Сьенфуэгос корабль под завязку загрузили сахаром из тростника, сгребали его прямо бульдозерами. Далее – дорога домой, в Новороссийск. «Что интересно, рядом с четверным трюмом – машинное отделение, оно горячее. Так вот сахар-сырец застыл, его уже нельзя было выгрузить, пришлось отбойными молотками отбивать». Этот рейс памятен для Анатолия Петровича и тем, что судно пересекло 180-й меридиан – линию смены дат. «Весь земной шар разбит на 24 часовых пояса: нулевой (Гринвичский) меридиан, 11 поясов – на запад, 11 – на восток и между ними 12 общий. Если судно идет в том направлении, в котором вращается Земля (с запада на восток), получаются лишние сутки. 16 апреля мы пересекли линию смены дат и у нас было две субботы! А если бы шли наоборот, с востока на запад – один день должен был выпасть и после, например, 14-го числа шло бы 13-е». Чуть не утонули в шторм– Вы 88 дней были в рейсе, из них 77 – в море. Не было ли трудностей? Все-таки столько дней вдали от земли... – Нет. Такой рейс – привычное дело. Уходят и на больший срок. – Просто ли стать моряком? – При поступлении в «мореходку» все проходят очень строгую медкомиссию. Каждый год ее повторяют. Кроме этого, уходя в рейс, нужно вновь пройти медкомиссию, сдать экзамены. – А политический момент? Ведь в СССР не каждого выпускали за границу. – Перед тем как открыть визу, смотрели всех твоих родственников до третьего колена, проверяли, есть ли родные за рубежом. Всем этим занимался КГБ. |
---|
Теплоход «Ленинский комсомол» во время шторма |
– Общались с моряками с других судов? – Да. Например, в Англии нас пригласили в гости на шотландское судно. Пробыли там два часа, нас угощали виски. Проблем в общении не было: я, конечно, не в совершенстве знаю английский, но меня вполне понимали. – Кроме «кругосветки», какие еще походы запомнилось? – Из Новороссийска привезли груз на Кубу и в балласте отправились через Бермудский треугольник в Канаду. Зашли в залив Святого Лаврентия. Вода уже была покрыта льдом, дело на Новый год. Шли по снежной целине без единого следа. Как оказалось, мы первыми в новом году зашли в порт. За это наш капитан получил золотую трость – такая там традиция. В Канаде загрузились зерном по максимуму. Даже твиндеку – высокую часть трюма – загрузили, сверху положив мешки. Взяли курс на Ленинград и в Северной Атлантике попали в сильный шторм. Волна била по корме. А когда она сильно бьет, судно рыскает, может отклониться от курса. В очередной раз ударило – выбило руль, корабль встал бортом к волне. Еще удар! Зерно пересыпалось, появился динамический крен – 52 градуса, считай, критический. На кухне загрохотала посуда, у капитана на 12-метровой высоте выбило иллюминатор и залило каюту... Уже потом появился постоянный крен – 28 градусов. Связались с Одессой, спрашиваем: «Что делать?» Нам говорят: «Выбирайтесь из шторма, идите на юг». Взяли лопаты, перегружали зерно, устраняя крен. Как потом узнали, в этот же день в том шторме затонул рудовоз «Усолье». – Где из 36 стран больше всего понравилось, что удивляло? – Сингапур – хорошая страна, во всем порядок. Брось мимо урны окурок – получишь штраф в 100 местных долларов (50$). В Японии очень чисто, население – самое доброжелательное. В Амстердаме (Голландия) удивил квартал «красных фонарей»: в витринах сидят проститутки, кто-то книжку читает, кто-то вяжет... В Италии, конечно, запомнилась Венеция, был там дважды. На острове Сицилии поднимался на вулкан Этна. Там лунный ландшафт, ничего не растет, всюду застывшая лава. Кстати, через недельку после нас там началось извержение... – Знаю, что вы собираете анекдоты и тосты. Думаю, в коллекции найдется и морской тост... – Возвращается из рейса моряк, дает жене радиограмму: встречай! Приходят в порт, всех встречают, а его нет. Берет водку, шампанское и бегом домой. Слышит: музыка, веселье в доме. Заглядывает в замочную скважину: голая жена танцует на столе, вокруг парочки... Как ошпаренный выскочил из квартиры и к соседу: мол, беда. Тот его успокаивает: да это недоразумение, давай посидим, выпьем. Набрались, головы на стол упали. Моряк время от времени поднимает голову, горестно произносит: вот она такая-сякая, я ей радиограмму послал, а она такое вытворяет... Сосед приходит в себя, успокаивает: а может, она – честная, хорошая, любящая, просто радиограмму не получила! Друзья, так поднимем бокалы за то, чтобы наши жены всегда вовремя получали радиограммы о нашем возвращении, чтобы всегда ждали нас и не изменяли. За настоящих жен! Александр ДЕМЧЕНКО, фото автора
Выскажите своё мнение о новости
|