Новости компаний (март 2013 года)
23 марта 2013, 12:10 Леонид и Николай Винцкевичи: «Не важно, где жить, важно, где играть»24 марта в областной филармонии состоится программа «Vive l'amour!» («Да здравствует любовь!»). Куряне услышат и хорошо известные композиции Николая Винцкевича, и новые пьесы. Обязательно прозвучит песня «Vive l'amour!», попавшая в американские хит-парады. В Курске ее исполнит удивительная джазовая вокалистка из США Дебора Девис. За подробностями мы обратились к Леониду и Николаю Винцкевичам. «Сын плохо учился в школе. У нас это семейное»Застать Николая в Курске сложно. Вот и на этот раз он только что вернулся из Штатов – в Калифорнии записывал новый альбом. – Кому первому показываете свои новые пьесы? – В 95% случаев отцу. Но бывает, что записываю в Америке пьесы, которые он еще не слышал. Для него это становится сюрпризом, когда начинаем репетировать. – Раньше даже споры возникали насчет музыки Николая, – улыбается Леонид Владиславович. – Поначалу говорил, что ту или иную вещь я играть не буду! А потом понял, что это неправильно – нельзя оценивать его музыку своими эстетическими мерками. Сейчас тем более, когда сын проявил себя не только как талантливый саксофонист, но и композитор. Заниматься музыкой Николай стал, чтобы не печалить отца. «Поступив в музыкальную школу, я учился не особенно старательно, – вспоминает Николай. – Сесть за уроки было мукой. Отец, видя такое отношение, очень расстраивался. Тогда я решил: буду заниматься по часу в день – с меня не убудет, а папа останется доволен». При этом музыка в жизни маленького Коли была всегда. «Он слушал очень много классики! – говорит Леонид Владиславович. – Года в 2–3 он еще толком говорить не умел, но всегда просил поставить пластинки, показывая пальчиком на классические, джазовые записи. А когда я садился за рояль, чтобы выучить произведения Чайковского, Сен-Санса, Коля забирался ко мне на колени и засыпал. Это тоже было частью образования. При этом не могу сказать, что судьба сына была предопределена, хотя наша семья музыкальная, и у нас дома часто были в гостях знаменитые музыканты: Олег Лундстрем, Игорь Бутман и многие звезды джаза. Лет с 15–16 я стал выпускать сына на одну площадку со звездами. Это был своего рода педагогический прием: решил, что сцена покажет – достоин он ее или нет. И все равно жена очень переживала, какое будущее ждет сына, поскольку в школе он очень плохо учился. Я же был спокоен – видел, что у парня есть голова на плечах. Это у нас, видимо, семейное. Я тоже в школе скучал до 8-го класса, а потом перевелся в вечернюю, где практически не появлялся». – Из всех предметов более-менее интересны мне были лишь география и история, – улыбается Николай, вспоминая школьные годы. – Постоянно, сидя за партой, я отстукивал ритм или что-нибудь мурлыкал под нос. Учителя часто вызывали к доске: «Винцкевич, выйди и громко спой нам, что ты там бормочешь!» А когда задавали вопрос по теме, честно признавался, что ничего не знаю. Но это не помешало поступить в академию имени Гнесиных. Уже на первом курсе окончательно понял, что свяжу жизнь с музыкой. – Тогда же вы стали активно сотрудничать со многими российскими поп-звездами... – Было такое, но недолго. Понял – лучше не доедать, чем иметь дело с отечественным шоу-бизнесом. Весь концерт идет под фонограмму, а мне говорят: «Играй на саксофоне поверх, создавай ощущение живого выступления!» К тому же музыканты нашей эстрады в 90% случаев играют на уровне первокурсников Гнесинки! – Я сказал ему тогда: будешь продолжать с ними сотрудничать, лучше бросай саксофон, – говорит Винцкевич-старший. – Просто если этим продолжать заниматься, то встает вопрос другого рода, но никак не музыкальных завоеваний. «Хэмптон сказал: «Привози сына, послушаю»Выбор был сделан в пользу джаза. «Впервые я поехал на джазовый фестиваль в США в 1999 году, когда мне было 23, – вспоминает Николай. – До этого легенда мирового джаза Лайонел Хэмптон сказал отцу: «Привози сына, послушаю». И я отправился в Америку, будучи свято уверен, что сыграю несколько пьес мэтру в какой-нибудь аудитории, он послушает и вынесет свой вердикт. Но Хэмптон заявил: «Будешь играть на открытии фестиваля, а через день с моим биг-бэндом». Я волновался, как никогда в жизни – выступать на большой сцене с мегазвездами перед 10-тысячной аудиторией! (Николай скромно умолчал, что тогда же Лайонел Хэмптон удостоил его чести сыграть дуэтом на закрытии фестиваля – авт.). Была еще одна проблема – я по-английски тогда совсем не говорил. Если на сцене все было более-менее ясно – музыкальная терминология интернациональна, то в быту приходилось туго. Вернувшись домой, первым делом взялся за английский». – Перед Николаем на том фестивале выступала Дайана Кролл, – продолжает Леонид Винцкевич. – Только представьте: каково выходить на сцену после многократной обладательницы премии «Грэмми»? Считаю, что Хэмптон, открывший Куинси Джонса, Джона Колтрейна и Наткин Коула, является крестным отцом Николая в музыке. Это, конечно, чудо, которое произошло с нами. По поводу поездки в Штаты, каждый джазмен обязан побывать в стране, где эта музыка родилась. Именно там можно найти ответы на вопросы, мучающие тебя как музыканта: в правильном ли направлении двигаюсь, тем ли занимаюсь? Услышать мнение именитых музыкантов и критиков – дорогого стоит. Также нужно понимать, если, например, Хэмптон, послушав тебя, скажет: «Нет», значит, нужно вернуться домой и больше никогда не играть джаз. Такого с нами не случилось. Наоборот, мы начали понимать, что все делаем правильно. А ведь когда-то я и мечтать не мог о поездке в США! Однажды летел из Голландии в Россию и разговорился с мужчиной, чьей конечной целью была Япония. Он признался, что отправляется в Страну восходящего солнца на несколько лет, чтобы изучать древнюю игру го (что-то вроде наших крестиков и ноликов). И я подумал – неужели настанет время, когда я смогу полететь в Африку изучать африканские ритмы? И вот это время пришло. Границы открыты. При этом у отца и сына и мысли не было уехать не то что из России, из Курска. «Не важно, где жить, важно, где играть», – уверены они. – Но вы же не станете спорить с тем, что джаз в России – не самая популярная музыка. – А джазу и не нужно становиться массовым, – говорит Винцкевич-старший. – Хотя то, что звучит по радио и ТВ – трагедия страны, признак массового бескультурья! Но не все так плохо. Ежегодный фестиваль «Джазовая провинция» показывает, что Курск – джазовый город. Может, дело в том, что стало модно ходить на концерты джазовых музыкантов? Что ж – это неплохо. Сейчас для «Провинции» стало нормой участие лауреатов «Грэмми», топовых фигур нашего жанра. Несколько лет назад такое было сенсацией, а сейчас – практически норма. Да и участникам фестиваля интересно выступать в российских городах. Когда к нам приезжают звезды мирового джаза, мы их ни от чего не оберегаем. Я даже их предупреждаю – вы увидите не глянцевую туристическую Россию из окна хорошего отеля Москвы, а реальную жизнь с реальными людьми. Это нравится нашим гостям, и они готовы приезжать каждый год! Марина ВЕБЕР
Александр | 21 марта 2013, 19:10:01 | город: Курск |
Эти люди сделали себя сами. За это, и за их искусство, уважаю их очень давно. Единственное, чего не хватает нашей стране — так это таких настоящих мужиков — асов а своем деле.
Выскажите своё мнение о новости
|