Новости компаний (май 2012 года)
21 мая 2012, 18:07 115 лет назад: изобретение братьев Люмьер в Курске115 лет назад в Курске состоялся первый киносеанс. Произошло это всего через полтора года после того, как французы-братья Люмьер впервые продемонстрировали в Париже свое изобретение – синематограф. 16 мая 1897 года газета «Курские губернские ведомости» сообщила «о больших представлениях аппарата братьев Люмьер в помещении театра». Тогда здание, где сейчас размещается киноцентр имени Щепкина, было просто городским театром. Имя знаменитого курского актера, который сам, кстати, на этих подмостках никогда не выступал, присвоили театру лишь в начале XX века. Афиш первого киносеанса не сохранилось, потому узнать, что именно смотрели куряне, невозможно. «Скорее всего, это был «стандартный набор»: «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», «Выход рабочих с фабрики», комедия «Политый поливальщик», – предполагает директор «Курскоблкиновидеофонда» Сергей Малютин. Черно-белое, немое кино производило на неподготовленного зрителя неизгладимое впечатление. Рассказы о людях, которые при просмотре «прибытия поезда» в панике покидали места, боясь, что их задавит сошедший с экрана локомотив, сильно приукрашены, но по сути верны. «Вдруг что-то щелкает, все исчезает, и на экране является поезд. Он мчится стрелой по железной дороге прямо на вас – берегитесь! Кажется, вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи», – описывал свои впечатления от просмотра Максим Горький. «Картины привозили европейские прокатчики, – продолжает Малютин. – В России этот бизнес начался чуть позже». Сами братья Люмьер продавали не киноаппараты, а сеансы. Причем так боялись, что их идеи могут украсть, что киномеханики не расставались с аппаратами, даже когда спали. Для привлечения публики использовали разные рекламные трюки. Например, за несколько дней до показа в людных местах демонстративно снимали жителей города. Участники уличных съемок спешили на сеанс, надеясь увидеть себя на экране и не подозревая, что в аппаратах не было пленки. Но во многих городах производились и видовые съемки, которые тут же и показывали. Сами братья были уверены, что мода на синематограф скоро пройдет. «Мы предлагаем вам занятие без всякого будущего – как профессия ярмарочного балаганщика. Вы будете заняты шесть месяцев или год, а может, и того меньше...» – предупреждали они одного из операторов, нанимая на работу. Потому и торопились показать свое изобретение везде, где это сулило прибыль. В Курске через день после премьеры состоялись еще два представления: днем для детей и вечером для взрослых. «Радость детей, их изумление и восторг были неописуемы, – сообщала пресса. – Оно понятно. Сценическая иллюзия на сеансах синематографа полная. Не только дети, но и взрослые видели перед собой точно живые фигуры – так превосходно функционирует это изобретение конца нашего века. Все посетившие представление вечером не находят слов для похвалы всего виденного, говоря, что получили истинное эстетическое наслаждение». Через несколько лет в Курске появились первые кинотеатры (они именовались электротеатрами): «Иллюзион», «Мираж», «БИО», «Гигант». Об их популярности можно судить по одному факту: в 1917 году в городе не хватало топлива, снизилась выработка электроэнергии, к ночи город погружался в глубокую тьму, и лишь фасады кинематографов сияли яркими призывными огнями. Театр имени Щепкина был переоборудован под кинозал только в 1927 году. Ирина ВЛАДИМИРОВА
Выскажите своё мнение о новости
|