Новости компаний (февраль 2011 года)
8 февраля 2011, 12:17 Сделать гаишника вежливым поможет изучение своих прав и его обязанностейОбщение инспектора ДПС с участниками дорожного движения строго регламентировано. С 1999 года оно определялось наставлением по работе ДПС, который считался внутренним милицейским документом. Однако в 2009 году в силу вступил приказ МВД № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». С 1 сентября 2009 года этот весьма объемный документ (в нем 272 пункта) стал фактически настольной книгой любого сотрудника ДПС. Кстати, при необходимости изучить его нормы можно на любом интернет-портале подразделении ГИБДД, в самом подразделении или даже на посту ДПС. Вас остановил инспектор ДПС Стоит особо подчеркнуть, что ставшая всем привычной проверка документов (на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров) не является основанием для остановки. Такое право инспекторам ГАИ предоставлено только на стационарных постах ДПС (п.8 п. 63 АР). Прежде всего, надо знать, что у инспектора всего семь законных оснований для остановки автомобиля на дороге вне стационарного поста милиции. Все они четко прописаны в пункте 63 Административного регламента (АР). Основанием для остановки автомобиля являются: 1) установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения; 2) наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения; 3) наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске; 4) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются; 5) необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого; выполнение распорядительно-регулировочных действий; необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента); 6) необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции; 7) проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов. Само общение сотрудника ДПС и водителя расписано самым тщательным образом в пунктах 19-30 регламента. Обратиться к водителю остановленной им машины инспектор должен со стороны его местонахождения. Милиционер обязан представиться, назвать свое звание, должность и фамилию, после чего кратко объяснить причину своего обращения. Надо отметить, что по регламенту, в отличие от утратившего силу наставления по работе ДПС, отдавать честь инспектор не должен. При этом по требованию автовладельца ему необходимо предъявить свое удостоверение в развернутом виде, а также сообщить, если понадобится, номера телефонов дежурной части (сейчас они также пишутся на бортах служебных автомобилей) и своего ответственного руководителя. Особо оговаривается, что сотрудник ДПС «обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к водителям на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку». В случае если водитель остановился сам и обратился к инспектору со своим вопросом, тот также обязан на них ответить. В частности, дать пояснения относительно маршрута и специфики проезда к каким-либо учреждениям. Отдельно отмечено, что милиционер также должен сообщить телефоны и адреса стоянок для задержанных и эвакуированных автомобилей (п. 20 АР). Если остановка автомобиля связана с правонарушением и может повлечь ограничение прав водителя, то инспектор объясняет свои действия, их возможные последствия (статьи Кодекса об административных правонарушениях), а также порядок обжалования. При этом сотруднику ДПС даже при возникновении конфликтной ситуации предписано дать возбужденному автолюбителю успокоиться, а потом предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, дополнительно разъяснив суть правонарушения. Вежливость и грамотность Одно из главных правил – держаться спокойно, уверенно и вежливо, не позволяя себе оскорбительных выражений в адрес сотрудника ДПС. По возможности свои вопросы и требования надо подкреплять ссылками на действующее законодательство: Административный регламент, КоАП, ПДД и т.д. Как правило, такое поведение отчасти обезоруживает даже негативно настроенного к водителю инспектора. В ответ ему также приходится оперировать юридическими терминами и ссылками на статьи законов. Даже в случае если на корректное обращение инспектор позволяет себе откровенную грубость или, пренебрегая регламентом, совершает явно незаконные действия, не стоит переходить на грубость. Нельзя забывать, что инспектор ДПС – должностное лицо, неповиновение которому наказывается по КоАП, а оскорбление влечет уголовное преследование по статье 318 Уголовного кодекса (УК). Предлагать инспектору «разобраться на месте» также чревато. Гораздо проще согласиться на составление протокола (тем более, если виновность в нарушении ПДД вызывает сомнения) и потом обжаловать его в законном порядке, нежели самому оказаться обвиненным в попытке дачи взятки по статье 291 УК. Если же инспектор сам открыто вымогает взятку, стоит также спокойно и выдержанно, не переходя на личности, ему отказать. Как правило, инспекторы ДПС стараются не связываться с ведущими себя спокойно и вежливо водителями, а если и наказывают их, то по минимуму. Порой же вообще просто отпускают «грамотных» восвояси. Отдельным козырем в общении с сотрудником ДПС может быть сделанная видео- или диктофонная запись состоявшейся беседы. Делать ее имеет право как милиционер, так и водитель (п.п. 24-25 АР). Требование сотрудника ДПС водителю выйти из автомобиля законно в следующих случаях (п. 70 АР): 1) необходимость устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов; 2) наличие у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния; 3) проведение в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах; 4) проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза; 5) когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции; 6) когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника. По большому счету, инспектор всегда может сослаться на один из вышеприведенных пунктов. Самое распространенное требование – составить протокол об административном правонарушении. Впрочем, водитель всегда может попросить инспектора составить соответствующий документ самому, а потом принести для ознакомления, дополнения и подписи. Однако регламент предусматривает и норму, по которой инспектор вправе предложить занять место в патрульном автомобиле или пройти на пост ДПС. Валерий Матвеев, по материалам www.gzt.ru
Выскажите своё мнение о новости
|