Газета «Друг для друга» — проект «Доска объявлений ДДД» | ||||||||||||||||||||||||||
Новости компаний (апрель 2024 года)«Колотун, братцы!» или история о том, как живучесть курских аккумуляторов была проверена на орбитальной станции «Союз-7»Курский аккумуляторный завод – участник советской и российской космических программ. На протяжении 20 лет КАЗ выпускал аккумуляторы для ракетоносителей «Протон», а также для орбитальных станций. В 1985 году живучесть курских аккумуляторов была проверена на орбитальной станции «Союз-7». «Союз-7», выведенная на орбиту в апреле 1982 года, была последним словом конструкторской мысли своего времени. Станция представляла собой второе поколение проекта «Долговременная орбитальная станция» (ДОС). Ресурс станции был рассчитан на 5 лет, до этого времени ни один орбитальный комплекс не разрабатывался для использования в течение столь длительного срока. «Союз-7» предназначался для проведения научных, технологических, биологических и медицинских исследований в условиях невесомости.
11 февраля 1985 года, связь с орбитальной станцией «Союз-7» прервалась, это совпало с полугодовым отсутствия на станции людей. Станция превратилась в неуправляемый кусок металла, массой почти 20 тонн, наполненный передовой дорогостоящей аппаратурой. Без корректировки орбиты по сигналам, подаваемым с Земли, станция начала снижаться, что могло привести к сходу с орбиты и неконтролируемому падению её частей на поверхность Земли. Было решено направить спасательную экспедицию для восстановления работы станции. 6 июня 1985 года к станции была направлена экспедиция на переоборудованном под эти цели космическом корабле «Союз Т-13» с экипажем, состоящим из Владимира Джанибекова и Виктора Савиных.
Полёт корабля «Союз Т-13» по сей день является одной из сложнейших в техническом отношении космических экспедиций. Именно тогда впервые на практике были отработаны методы наведения, сближения и стыковки с неуправляемым космическим объектом, реактивация вышедшей из строя космической станции в экстремальных для человека условиях. Уже при подлете космонавты обнаружили, что солнечные батареи станции не развёрнуты к Солнцу. Это говорило о неработоспособности системы ориентации батарей и отключении всей системы электропитания «Солюта-7». Земля: «Первое ощущение? Температура какая?» В. Джанибеков: «Колотун, братцы!» Система ориентации солнечных батарей на «Салюте-7» оказалась неисправна, станция была полностью обесточена. Температура воздуха была ниже минус пяти. Замерзшая вода разорвала трубы, стены были покрыты инеем. Как выяснилось позднее — причиной поломки стал выход из строя датчика системы электропитания, контролирующего заряд аккумуляторов и отвечавшего за их отключение от солнечных батарей. Этот датчик подавал ложный сигнал о полной зарядке аккумуляторов. Бортовой компьютер «верил» датчику и раз за разом отключал поступление электроэнергии с солнечных батарей, прерывая зарядку. В конечном итоге аккумуляторы были «выжаты» энергосистемой станции до конца, и станция замолчала. Этой причины боялись больше всего. «Вот они, эти аккумуляторы. Если они совсем разрядились, то зарядить их нельзя, а значит, нельзя включить привезенный с собой блок радиосвязи, нельзя передать информацию на землю о состоянии бортовых систем, нельзя отогреть станцию, нельзя в станции жить, работать, нельзя сделать ее управляемой» (фильм «Нужна победа», 1985 г.)
«Земля» решила попробовать зарядить станцию. Солнечные батареи были развернуты вручную и подключены напрямую к аккумуляторам. «Есть энергия! Станция вновь заговорила после четырехмесячного молчания». «Приняли заряд аккумуляторы, что ж, резерв техники тоже закладывается сверх того, что гарантируется» (фильм «Нужна победа», 1985 г.) Из 8 аккумуляторных блоков, 6 сохранили свою работоспособность. 11 июня удалось зарядить пять блоков батарей. Спустя сутки Савиных решился подключить аккумуляторы к энергосистеме станции. К заряженным аккумуляторам были подключены системы освещения, регенерации атмосферы, ориентации солнечных батарей, передачи телеметрии, обогрева. Все системы корабля начали постепенно просыпаться. Это был ключевой момент: если бы курские батареи не ожили, «Салют-7» пришлось бы покинуть. С Днем Космонавтики! Отзывы читателей (5)
Верю и не сомневаюсь. Горжусь. Но чего не скажешь об аккумуляторах для автомобилей. У меня белорусский.
Для авто аккумуляторы, тоже не плохие. У меня прослужил 9лет. И я считаю что это неплохой результат
Отличная статья!
Познавательная статья и приятно читать подобное о предприятиях Курской области, да и у меня самого на авто "трудится" аккумулятор Курского аккумуляторного завода уже четвертый год — "полет" нормальный!!!
Станция Салют 7. Выскажите своё мнение о новости |
||||||||||||||||||||||||||
Адрес в сети Интернет: https://dddmarket.ru/new/029245/ При перепечатке ссылка на https://dddmarket.ru обязательна! |
||||||||||||||||||||||||||
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2024 |